Участие КСП Орловской области на публичных слушаниях по проекту областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
25 октября 2017 года председатель Контрольно-счетной палаты Орловской области Левин Иван Иванович принял участие в публичных слушаниях по проекту областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, где изложил основные результаты финансово-экономического анализа представленного проекта.
В своем выступлении по проекту областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Левин И.И. особо отметил, что в основу проекта бюджета положен базовый вариант прогноза социально-экономического развития области, предполагающий средние темпы роста региональной экономики, сдержанный рост инвестиционного и потребительского спроса. При этом, по основным показателям социально-экономического развития ожидается рост.
На основе прогнозного сценария рост промышленного производства в 2018 году составит 1,9% (базовый вариант прогноза). При расчете данного показателя учтен прогнозируемый рост по итогам 2017 года на уровне 0,5%. При этом, согласно анализу КСП, имеются определенные риски исполнения.
Второй показатель — прибыль прибыльных предприятий. На период 2018 года рост по данному показателю в соответствии с прогнозом составит 2,0%. Анализ текущей ситуации показывает, что по данному показателю зафиксировано снижение на уровне 14%. В оценке по итогам 2017 года снижение составит 0,6%. При формировании бюджета на 2017 год данный показатель планировался с ростом размере 2,7%. Дополнительным фактором является то, что в текущем году наблюдается снижение уровня инвестиций на уровне около 20%.
По мнению Контрольно-счетной палаты Орловской области, существуют риски недостижения предложенных показателей.
В своем выступлении Левин И.И. остановился на основных параметрах областного бюджета на 2018 год.
Общий объем доходов и расходов было предложено утвердить в сумме 27 668,8 млн. рублей. Особенностью представленного бюджета является его сбалансированность.
Собственные доходы областного бюджета (налоговые и неналоговые доходы) прогнозируются в объеме 18 341,5 млн. рублей, или 66,3 процентов от общего объема доходов.
Основой доходной части областного бюджета выступают налог на доходы физических лиц и налог на прибыль. Показатели по налогу на прибыль приняты с ростом относительно плановых значений 2017 года на 5,2%. С учетом сложившейся динамики текущего года — по итогам 9 месяцев поступления составили 77,1% от плановых показателей.
Налог на доходы физических лиц запланирован на 2018 год в сумме 6 308,4 млн. рублей. Это самый значительный налоговый источник. В общей сумме налоговых и неналоговых поступлений его доля составляет 34,0%. Поступления по данному налогу запланированы с увеличением ожидаемых поступлений относительно 2017 года на 4,6%. Председатель Контрольно-счетной палаты особо подчеркнул, что по данному источнику также сохраняются неиспользуемые резервы, позволяющие значительно повысить поступления.
Одним из резервов повышения поступлений является легализация самозанятого населения и развитие патентной системы налогообложения, что позволит сократить перечисление страховых взносов на обязательное медицинское страхование по неработающему населению. На 2018 год запланировано на эти цели 3 219,0 млн. рублей, что на 210,3 млн. рублей больше 2017 года.
Еще одним значительным резервом повышения поступлений доходной части бюджета является взыскание налоговой задолженности. На сегодня задолженность по платежам в территориальный бюджет составляет 1 074 млн. рублей.
Отдельного внимания заслуживают неналоговые доходные источники, по которым традиционно складывается достаточно низкое исполнение. По итогам 2016 года исполнение составило всего 48,8%. За 9 месяцев 2017 года доходы поступили на уровне 36,0% от плана. При этом, на 2018 год запланированы поступления в сумме 547,7 млн. рублей с ростом относительно ожидаемого исполнения за 2017 год на 30,7%.
Особое внимание председатель Контрольно-счетной палаты уделил анализу такого источника, как отчисления от чистой прибыли государственных унитарных предприятий Орловской области. На 2018 год запланировано 23,6 млн. рублей. При этом по итогам 2016 года данный показатель составил всего 845,2 тыс. рублей. Основная сумма отчисления от прибыли в бюджет в 2018 году (21,5 млн. рублей) приходится на ГУП ООО «Дорожная служба». В отношении данного предприятия КСП в 2017 году проводилось контрольное мероприятие, и результаты финансово-хозяйственной деятельности ставят под сомнение достижение заложенных показателей.
Левин И.И. отметил, что областной бюджет на 2017 год по расходам сформирован исходя из программно-целевого принципа на основании 24 государственных программ Орловской области. Расходы на реализацию государственных программ составляют 94,4% расходов областного бюджета на 2018 год. На долю социальных отраслей планируется направить 64 % общего объема расходов областного бюджета.
В разрезе расходов приоритетными направлениями остаются дорожная деятельность и сельское хозяйство.
При этом, Левин И.И. обратил внимание на то, что в представленном проекте заложены расходы по строительству сельских дорог в рамках программы «Устойчивое развитие сельских территорий» в размере 270 млн. рублей. Данные средства планируется направить на завершение объектов 2016 года, основным источником реализации которых должен выступать федеральный бюджет. Отсутствие должного контроля привело к тому, что второй год подряд необходимо проводить работу по возврату неизрасходованных федеральных средств, выделенных на эти объекты, а озвученная выше сумма становится дополнительной нагрузкой для областного бюджета.
Отдельным направлением бюджетной политики региона являются межбюджетные отношения. В 2018 году и плановом периоде сохраняются все виды финансовой помощи муниципалитетам и соблюдаются принципы распределения межбюджетных трансфертов между ними. Как и в прошлые годы, политика в области межбюджетных отношений направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Левин И.И. особо подчеркнул, что проведенные КСП проверки показали, что муниципальным образованиям необходимо не только рассчитывать на помощь, но и использовать собтсвенные ресурсы по пополнению доходной части бюджета, а также увеличить эффективность использования бюджетных средств.
Подводя итог, председатель Контрольно-счетной палаты Орловской области отметил, что предварительный анализ проекта областного бюджета свидетельствует о его формировании в соответствии с положениями действующего законодательства, основными направлениями бюджетной и налоговой политики.
С текстом выступления можно ознакомиться в разделе «Деятельность палаты / Выступления и публикации сотрудников».