Информация о результатах проведенного Контрольно-счетной палатой Орловской области мониторинга объектов незавершенного строительства
Проблема сокращения объема незавершенного строительства, финансируемого за счет бюджетных источников, актуальна как на федеральном, так и региональном уровне.
Ключевая роль в проведении мероприятий по снижению негативных последствий роста объектов незавершенного строительства, безусловно, возложена на институт государственной власти и местного самоуправления, в том числе органы государственного и муниципального финансового контроля.
С 2019 года Счетная палата Российской Федерации уделяет данному вопросу особое внимание. Результаты масштабных экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты, охватывающих вопросы достаточности и результативности мер, направленных на сокращение объемов и количества объектов незавершенного строительства, подтверждают необходимость глубокой и всесторонней проработки системных причин, препятствующих достижению обозначенных целей, и выработки единообразных стратегических решений.
На основании Плана деятельности Контрольно-счетной палаты Орловской области на 2019 год, сотрудниками Контрольно-счетной палаты Орловской области в период с 9 июля 2019 года по 19 августа 2019 года также было проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ эффективности капитальных вложений в объекты социально-культурной сферы и иные объекты, относящиеся к исполнению функций государственного управления на примере объектов незавершенного строительства».
Объектами экспертно-аналитического мероприятия являлись:
- Главные распорядители бюджетных средств, КУ ОО «Орелгосзаказчик», ГУП ОО «Дорожная служба».
В соответствии с информацией, представленной органами исполнительной государственной власти Орловской области о результатах их деятельности по фактам выявленных нарушений и недостатков по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия в 2019 году установлено:
- в сентябре 2019 года органом исполнительной государственной власти Орловской области, уполномоченным на ведение учета объектов незавершенного строительства на территории Орловской области, при строительстве которых были использованы средства бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, определен Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области (далее – Департамент);
- для обеспечения должного нормативно-правового регулирования в сфере учета указанных объектов Департаментом разработано Положение, регламентирующее порядок учета объектов незавершенного строительства на территории Орловской области, утвержденный Постановлением Правительства Орловской области от 25 декабря 2019 года № 725. В соответствии с указанным Положением проведена инвентаризация объектов незавершенного строительства, расположенных на территории Орловской области, сформирован Реестр объектов незавершенного строительства государственной собственности Орловской области по состоянию на начало текущего года, который поддерживается в актуальном состоянии на основании предоставляемых органами исполнительной государственной власти сведений, определены направления распоряжения указанными объектами. Помимо объектов незавершенного строительства государственной собственности Орловской области, также организован сбор информации об объемах незавершенного строительства, числящихся на балансе органов местного самоуправления Орловской области или подведомственных им учреждений;
- по итогам инвентаризации, по состоянию на 1 января 2020 года в Орловской области числилось 222 объекта незавершенного строительства с общим объемом капитальных вложений 5 160,0 млн рублей, в том числе 164 объекта государственной собственности Орловской области на сумму 4 808,5 млн рублей и 58 объектов муниципальной собственности на сумму 351,5 млн рублей;
- из общего объема 39 объектов с объемом произведенных затрат 725,0 млн рублей обеспечены необходимым финансированием, включены в действующие программы капитального строительства и будут завершены в плановом периоде; строительство 183 объекта на общую сумму 4 435,0 млн рублей приостановлено, в том числе по 47 объектам строительные работы не были начаты, по ним только проводилась разработка проектно-сметной документации;
- на основании сформированных данных органами исполнительной государственной власти Орловской области и муниципальными образованиями – правообладателями объектов незавершенного строительства разработаны и утверждены планы по снижению объемов и количества объектов незавершенного строительства на 2020 год и плановый период 2021– 2022 годов.
Меры, принимаемые по снижению объемов и количества объектов незавершенного строительства, в первую очередь направлены на сокращение числа приостановленных строительством объектов, в том числе:
1. Осуществляется взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросу выделения федерального финансирования (в рамках договоров о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов) для возможности включения затрат на завершение строительства социально значимых объектов незавершенного строительства в действующие документы, устанавливающие распределение бюджетных средств на реализацию инвестиционных проектов.
2. Изыскиваются и в программных документах предусматриваются дополнительные затраты для прохождения повторной экспертизы проектно-сметной документации объектов капитальных вложений, строительство которых не было начато, или ее корректировки с целью актуализации и дальнейшего использования.
3. Проводится аналитическая работа по выявлению объектов законченного строительства, введенных в эксплуатацию, но не прошедших государственную регистрацию, и определению их конечных балансовых держателей. Осуществляется регистрация права собственности на указанные объекты.
4. Проведена корректировка технических паспортов объектов незавершенного строительства в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения, а также строительства сетей газоснабжения для дальнейшей регистрации права собственности на указанные объекты и перевода их в состав имущества казны соответствующего муниципального образования.
Показателем результативности реализации указанных мероприятий за январь-май текущего года является снижение объемов незавершенного строительства по объектам государственной и муниципальной собственности Орловской области, приостановленным строительством, на 203,4 млн рублей (по состоянию на 1 июня 2020 года данный показатель составляет 4 231,6 млн рублей при общем количестве объектов – 171 единица).
Кроме того согласно сведениям, представленным органами исполнительной власти и муниципальными образованиями Орловской области, в 2019 году были завершены процедуры государственной регистрации и передачи конечному балансодержателю в отношении 40 объектов, введенных в эксплуатацию в рамках капитального строительства и реконструкции в 2019 году или завершенных ранее, на общую сумму 1 084,0 млн рублей.
В рамках дистанционного контроля Контрольно-счетной палатой Орловской области осуществляется регулярный мониторинг принимаемых мер органами исполнительной власти Орловской области, направленных на сокращение объектов незавершённого строительства на территории Орловской области.
С полным текстом одиннадцатого номера Бюллетеня Счетной палаты РФ можно ознакомиться по ссылке: https://ach.gov.ru/news/schetnaya-palata-kolichestvo-problemnykh-obektov-nezavershennogo-stroitelstva-poka-ne-sokrashchaetsya.
Ознакомиться с предыдущими номерами Бюллетеня можно в специальном разделе.