Новости
02 февраля 2021

Состоялось первое в 2021 году заседание Общественного Совета при Контрольно-счетной палате Орловской области в 2021 году

02 февраля 2021 года под председательством Левина Ивана Ивановича состоялось первое в 2021 году заседание Общественного Совета при Контрольно-счетной палате Орловской области.

Одним из основных вопросов повестки были рассмотрены результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по реализации национальных проектов в Орловской области.

В своем выступлении председатель Контрольно-счетной палаты Орловской области отметил, что принцип обеспечения информационной открытости является важным звеном в деятельности контрольного органа, а также одним из условий профилактики коррупционных рисков.

Левин И.И. по вопросу деятельности Контрольно-счетной палаты Орловской области в 2020 году отметил, что уже второй год, одним из важных направлений аудита контрольного органа является контроль за реализацией национальных проектов. В рамках данной сферы проводится весь комплекс предусмотренных полномочиями Контрольно-счетной палаты мероприятий.

На основании рекомендаций Губернатора Орловской области и поручений Орловского областного Совета народных депутатов Контрольно-счетной палатой Орловской области было проведено 11 экспертно-аналитических мероприятий по реализации нацпроектов 2019 года и на стадии завершения находятся 12 экспертно-аналитических мероприятий по реализации национальных проектов 2020 года.

В части освоения средств, по итогам проведенного мониторинга исполнения бюджета отмечен высокий уровень освоения бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов в Орловской области, в 2019 году 88,4% от утвержденных ассигнований, в 2020 году- 98%.

В целом, по результатам анализа реализации национальных проектов отмечен высокий уровень исполнения государственных и муниципальных контрактов, вместе с тем, значения целевых показателей по ряду направлений не достигнуты (например, показатели в рамках национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография»).

С учетом полученных результатов мониторинга, а также на основании рекомендаций Губернатора Орловской области и поручений Орловского областного Совета народных депутатов по данному вопросу проведено 10 тематических контрольных мероприятий. Финансовый контроль по проверке отдельных региональных проектов осуществлялся совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований в рамках заключенных Соглашений.

Объектами проверок являлись 21 учреждение. Общий объем проверенных средств составил более 2,0 млрд. рублей.

Несмотря на высокий уровень достижения целевых индикаторов при реализации национальных проектов по результатам финансового аудита установлены отдельные нарушения действующего законодательства, в том числе нарушения бюджетного, гражданского законодательства, факты приемки некачественно выполненных работ, нарушения в сфере осуществления государственных закупок, в том числе процедурные нарушения.

В соответствии с утвержденным Счетной палатой РФ Классификатором нарушений объем нарушений действующего законодательства, исчисляемых в денежном эквиваленте, составил 21 484,38 тыс. рублей, в том числе:

  1. факты приемки и оплаты некачественно выполненных работ и работ, не отвечающих требованиям контракта (сметы), которые впоследствии были устранены подрядчиками, на сумму 6 411,3 тыс. рублей;
  2. нарушения в сфере осуществления закупок для государственных нужд на сумму 5 479,54 тыс. рублей, из них:
    • 2 609,54 тыс. рублей — непредъявление заказчиками штрафных санкций по контракту;
    • 2 870,0 тыс. рублей — нарушения при обосновании и определении НМЦК;
  3. иные нарушения действующего гражданского, бюджетного законодательства, нормативных правовых актов в сфере бухгалтерского учета и иных отраслях на сумму 9 592,17 тыс. рублей.

В ходе финансового аудита Контрольно-счетной палатой Орловской области установлены факты неэффективного использования средств на сумму 18 490,5 тыс. рублей, а также 27 процедурных нарушений действующего законодательства Российской Федерации без стоимостного выражения.

Контрольно-счетная палата Орловской области, не являясь уполномоченным органом по контролю за соблюдением законодательства по госзакупкам, уделяет большое внимание данному направлению, выявляя при этом нарушения и неиспользуемую возможность экономии бюджетных средств.

Так, отмечаются нарушения при обосновании начальных (максимальных) цен, при этом по отдельным позициям устанавливаются факты приобретения товаров по завышенным ценам относительно рыночных. Например, в рамках национальных проектов «Образование», «Здравоохранение» завышение закупочных цен на отдельные товары варьировалось от 7% и выше.

Отмечен значительный процент закупок у единственного поставщика в результате признания аукционов несостоявшимися, т.к. была подана единственная заявка (99% — «Здравоохранение»).

Факты осуществления закупок у единственного поставщика без проведения конкурентных способов закупки, а также признаки укрупнения лотов, которые могли повлечь за собой ограничение конкуренции, установлены и при проверках реализации других национальных проектов, что не в полной мере обеспечивает принцип эффективности осуществления закупок.

По итогам проверок Контрольно-счетной палатой в пределах собственных полномочий в адрес руководителей проверяемых объектов внесено 16 представлений, исполнение которых находится на дистанционном контроле вплоть до полного устранения выявленных нарушений.

В целях всестороннего анализа выявленных замечаний, материалы контрольных мероприятий в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве направлялись в прокуратуру Орловской области, следственные органы и в УФАС по Орловской области для рассмотрения в пределах установленной компетенции.

По результатам рассмотрения материалов проверок Контрольно-счетной палаты органами прокуратуры приняты меры реагирования, в том числе внесены представления, а также ряд материалов направлен на доследственную проверку.

Органами по контролю в сфере закупок по результатам рассмотрения материалов Контрольно-счетной палаты возбуждено 6 административных дел, которые находятся на рассмотрении.

В рамках исполнения требований Контрольно-счетной палаты Орловской области устранены нарушения и недостатки при проведении работ на сумму 6 411,3 тыс. рублей. Заказчиками в рамках выполнения представлений контрольного органа предъявлены требования о взыскании штрафных санкций на сумму 2 255,29 тыс. рублей, из которых фактически 1181,34 тыс. рублей поступили на счета учреждений.

Установленные в рамках текущего мониторинга тенденции являлись основанием для включения соответствующих мероприятий в План деятельности на 2021 год. С учетом поручений Орловского областного Совета народных депутатов, рекомендаций Губернатора Орловской области и правоохранительных органов планируется, что более 50% предусмотренных на 2021 год мероприятий будут связаны с реализацией национальных проектов.

Также Председателем Контрольно-счетной палаты Орловской области отмечено, что в 2020 году продолжена работа по взаимодействию с правоохранительными органами в рамках заключённых соглашений о сотрудничестве.

Так, в 2020 году проведены совместные выездные проверки с прокуратурой Орловской области по вопросу эффективности использования средств областного бюджета, выделенных на обеспечение предоставления жилых помещений детям — сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в Троснянском и других районах Орловской области, по результатам которых следственными органами было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 285 УК РФ.

Левин И.И. отметил, что по данному вопросу в 2017 году Контрольно-счетной палатой Орловской области также проводилась проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных в рамках государственной программы Орловской области «Стимулирование социального жилищного строительства Орловской области», в ходе которой значительный объем нарушений установлен по вопросам обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По фактам отмеченных нарушений УМВД России по Орловской области возбуждены уголовные дела в отношении 2 лиц по ч. 3 ст. 159 УК РФ, которые в 2020 году переданы в суд.

По фактам осуществления неправомерных и необоснованных расходов на сумму 11,2 млн. рублей, выявленных при проверке в 2020 году финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества опытно-производственного хозяйство «Красная Звезда», следственными органами в 2020 году в отношении генерального директора возбуждено уголовное дело.

По материалам контрольных мероприятий за 2016-2020 годы, проведенных Контрольно-счетной палатой Орловской области, следственными органами было возбуждено более 20 уголовных дел.

Подводя итог заседания, члены Общественной палаты, а также присутствующие, высоко оценили деятельность Контрольно-счетной палаты Орловской области.

В свою очередь Левин И.И. поставил задачу обеспечить эффективность проведения внешнего финансового аудита, в том числе в части контроля за использованием бюджетных средств при реализации национальных проектов на территории Орловской области.